Не бойтесь их останавливать
02.05.2022Норовистые дети очень любят полную уверенность в строгости запретов. Поэтому они больше других детей стараются проверять ее на деле. И это не игра нашего воображения. В исследовании, проведенном Кэролин Ли и Джоном Бэйтсом из Университета Индианы, выяснилось, что дети, которых их матери оценили как норовистых (с трудным характером), в свои двадцать четыре месяца чаще попадали в «легкие неприятности», чем дети с мягким характером. С нашими детьми тяжелее утверждать правила. Есть соблазн просто сдаться.
Никогда не забуду день, когда меня вызвали на ковер в класс. В этот день я была занята – нужно было заказать надгробие и пришлось немного опоздать. Педагог посинела от ярости. Похоже, один из учеников решил, что правила предназначены для всех остальных, а не для него. Когда учительница позвонила его родителям, чтобы решить, как быть с ним, они ответили:— Он норовистый. Он иначе не может.
— По его словам, вы ему сказали, что он норовистый,— злилась учительница, — поэтому я и вызвала вас. Как вы можете это объяснить?
— Невиновна, — вымолвила я. — Быть норовистым еще не значит получить лицензию на стояние на голове. Понимание норовистых детей помогает нам увидеть их достоинства и прикинуть, как лучше работать с ними, как научить их вести себя и при том не повредить их индивидуальности. Но это не оправдание для плохого поведения. Это не освобождение от общих правил. Мы можем признать активность ребенка, понять его потребность в движении, но все равно не позволяем ему скакать по партам в классе.
Когда наш ребенок затопляет ванную, размазывает кашу по всей кухне, бьет своих братьев и сестер, раскатывает туалетную бумагу и забивает ею слив, или что он там еще выкинет против правил, его необходимо остановить. Сделать это входит в наши обязанности, даже если мы устали, кормим младенца или разговариваем по телефону. Чтобы прекратить безобразие, нужно подойти к нему, нагнуться, дотронуться до него и сказать: «Стой», не грубо и не громко, но твердо. «Стой» представляется более эффективным словом, чем «Нет». «Нет» предполагает какие-то вопросы со стороны норовистого ребенка. В «Стой» высказано все: остановись, замри, не двигайся и прекрати! Затем можно переключить его на другое занятие. Но что, если он не остановится? Если он будет плеваться и брыкаться, орать и выть? Норовистые дети эмоциональны и упорны. Они не любят, когда их останавливают. Наше намерение остановить их должно быть так же твердо, как их протест. Наше заявление должно быть ясным: «Я не боюсь твоей ярости. Я твой родитель. Я помогу тебе остановиться. Это правило должно выполняться».
Для маленького ребенка остановить его — может означать: просто подобрать и унести или просто прижать его руки, чтобы не дать ему кидаться и драться. Детям постарше, возможно, придется предложить найти себе другое занятие. При необходимости, можно предоставить им это занятие и проследить, чтобы они его начали. Норовистому ребенку должно быть предельно ясно, что, когда он нарушает установленные в семье правила, наши представления о том, как положено себя вести, он будет остановлен— всякий раз.